Что-то совсем закисло сообщество, подкину-ка я сюда одну занятную историю.
Но для начала вопрос: сможете ли вы сказать, когда произошло первое японо-американское столкновение в воздухе, и при каких обстоятельствах японская палубная авиация (да и авиация Японии, как таковая одновременно) одержала свою первую воздушную победу?
Мне кажется, что даже многие прожжёные фанаты наверняка этого не знают, а посему, надеюсь, мой рассказ будет им интересен.
Многа букаф, картинок и фотоИтак, дело было в далёком 1932 году во время т.н. "Шанхайского инцидента". Хотя "инцидентом" данный замес можно называть разве что по китайским меркам: в сражении приняло участие с обеих сторон почти сто пятьдесят тысяч солдат, а потери одних только военнослужащих приблизились к двадцати тысячам, не считая такого же количества погибших мирных жителей Китая.
Заварушка началась 28 января после провокации японцев. Некто якобы избил нескольких японских монахов возле китайской фабрики. Фабрику тут же сожгли, и крупный контингент японских вооружённых сил при 32-х боевых кораблях (включая два авианосца) 90.000 пехоты и мощной авиагруппировке армии и флота начали плющить китайскую армию, вдвое уступающую в людях и самолётах.
Начиная со 2-го февраля авианосные группы начали методично бомбить железную дорогу, по которой китайцы перебрасывали в Шанхай войска, а затем и мирные кварталы.
Тут мы сделаем небольшое отступление, чтобы рассказать о матчасти. В то время японская палубная авиация была укомплектована двумя типами самолётов. В качестве универсального бомбардировщика/торпедоносца/разведчика использовался Мицубиси B1M1, проходивший в японской документации как "тип 13". Созданный в 1923 году по заказу фирмы "Мицубиси" коллективом английских авиаконструкторов под руководством Герберта Смита самолёт являл собой классический английский многоцелевой биплан категории DH-9, который к 1932 году весьма сильно устарел. Не смотря на возможность нести две бомбы по 240кг (внушительная нагрузка для самолёта такого класса!), машина имела низкую скорость (без бомб - до 200 км/ч). Вооружение состояло из двух синхронных пулемётов для стрельбы сквозь винт и двух пулемётов у стрелка-летнаба. Причём отсутствовала даже турель: спарка пулемётов ставилась на обычный шкворень.
Зато второй японский палубный самолёт - истребитель, наоборот был новинкой, причём очень неплохой! Опять-таки, фирма "Накадзима" не стала заморачиваться с самостоятельным собиранием всех мыслимых граблей при конструировании машины с чистого листа, а вместо этого перезаказала создание самолёта опытной британской фирме "Глостер". Собственно, самолёт под названием "Гамбит" и стал будущим японским палубным истребителем A1N1/2, он же - "тип 3". При одном взгляде на машину легко узнаются фирменные глостеровские черты, которые позволяют без труда проследить эволюцию к моделям "Гонтлет", "Бульдог" и "Гладиатор".
Самолёт, правда, не бил рекордов по скорости, которая находилась в пределах 240 км/ч, зато обладал хорошей маневренностью, а главное - мог взлетать с коротенькой нижней палубы авианосца. Ему для взлёта требовалось всего... 15 метров!
Обычно японцы летали на задания звеньями по три самолёта. Стандартная группа тогда состояла из звена бомбардировщиков и звена истребителей прикрытия.
Первый в истории бой японских палубников (это была группа с авианосца "Хосё" под командованием лейтенанта Токори) произошёл 5-го февраля 1932г. С китайской стороны в нём участвовало девять истребителей. Большая их часть была тяжёлыми двухместными машинами Юнкерс К47. Концептуально это был как бы предтеча-аналог Bf-110, только одномоторный и с открытой кабиной. Уступая японцам в маневре, "Юнкерс" имел очень высокую для того времени максимальную скорость (около 300 км/ч) и заднего стрелка.
Ещё один самолёт, имевшийся в единственном экземпляре - английский Блэкбёрн F.2D Lincock III. Самолёт в целом был очень схож по характеристикам с японским истребителем "тип 3", но имел выдающуюся маневренность. Вираж он делал не то что "вокруг телеграфного столба", а чуть ли не "вокруг собственного хвоста".
В скоротечном бою ни одной из сторон не удалось добиться чистой победы. Один японский бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией, став первой боевой потерей авиации императорского флота, а китайский "Линькок" был подбит, но раненый пилот успешно приземлился. Один из офицеров, Хуан Юйцюань, помог вытащить раненого лётчика из кабины, после чего осмотрел самолёт и решил, что повреждения незначительны и можно вернуться в бой. Однако, вскоре после взлёта отказал мотор и самолёт разбился вместе с лётчиком. Была ли данная авария следствием полученных ранее повреждений - осталось неизвестным.
Не смотря на то, что обе стороны в итоге потеряли по самолёту - чистую победу невозможно записать ни тем, ни другим авиаторам.
Настало время перейти к главному блюду сегодняшнего рассказа. Американский лётчик-инструктор Роберт МакКоули Шорт, нанятый правительством Чан Кай Ши для обучения китайских лётчиков пилотированию нового истребителя, 19-го или 20-го февраля перегонял из Нанкина в Шанхай первый опытный образец данного самолёта, совсем недавно закупленный в США. Это был самолёт фирмы "Боинг" который американские моряки видели на палубах своих авианосцев и называли F4B-3, американские армейцы так же видели его на своих аэродромах и называли Р-12, ну а экспортный вариант носил обозначение "Боинг-218".
Отличный для своего времени самолёт с максимальной скоростью около 300 км/ч, отличной маневренностью, хорошей тяговооружённостью.
Возле Шанхая Боб Шорт увидел группу японских палубных самолётов (стандартные два звена), летевших бомбить Шанхай, и немедленно бросился в атаку. В результате он не смог попасть в бомбардировщик, но и истребители прикрытия не смогли его достать. Опять по нулям.
Наконец, 22 февраля, произошло то, чего так долго ждали все: первый результативный бой.
На китайский аэродром поступило сообщение от постов внешнего наблюдения о приближении японских самолётов. Шорт в одиночку пошёл на взлёт. Сегодня неизвестно по какой причине не стали взлетать другие самолёты. Есть версия, что они взлетали, но после взлёта просто потеряли американца.
Так или иначе, но японскую группу, которую возглавлял лейтенант Сугему Катани (летел на бомбардировщике в качестве летнаба) и в которую кроме трёх бомберов входили три истребителя, которые пилотировали Нокио Икута, Тосио Курой (или Курита) и Кацуо Такео, Боб Шорт встретил один.
К сожалению, американский пилот не был мастером тактики, а после прошлой неудачи ему очень хотелось провести атаку как можно точнее. Поэтому он быстро занял удобную позицию и... выровнял скорость с бомбардировщиками, лишив себя главного преимущества в бою. Огонь двух пулемётов винтовочного калибра, установленных на "Боинге", в этот раз и впрямь оказался довольно точен. Был убит командир группы лейтенант Катани, тяжёлое ранение в ногу получил стрелок другого бомбардировщика - Сецуо Сасаку. К сожалению, сбить бомбардировщики Шорт не успел, хоть им и пришлось спешно избавляться от бомб и идти домой: на него со всех сторон навалились истребители прикрытия.
Вскоре храбрый американец оказался зажат и его одновременно расстреляли Икута и Курита. Последний видел, как пули попали американцу в спину, он вскинул руки и ткнулся лицом в приборную панель. Истребитель, потеряв управление, перешёл в своё последнее пике...
Вот так почти за 10 лет до Перл-Харбора американский самолёт и лётчик схватились в бою с японской палубной авиацией, и хотя сбитым оказался лишь американский самолёт - японцы тоже понесли потери в лётном составе. А "Боинг-218" стал первым самолётом, который был сбит японскими истребителями в воздушном бою!
Первая победа японской авиации
Что-то совсем закисло сообщество, подкину-ка я сюда одну занятную историю.
Но для начала вопрос: сможете ли вы сказать, когда произошло первое японо-американское столкновение в воздухе, и при каких обстоятельствах японская палубная авиация (да и авиация Японии, как таковая одновременно) одержала свою первую воздушную победу?
Мне кажется, что даже многие прожжёные фанаты наверняка этого не знают, а посему, надеюсь, мой рассказ будет им интересен.
Многа букаф, картинок и фото
Но для начала вопрос: сможете ли вы сказать, когда произошло первое японо-американское столкновение в воздухе, и при каких обстоятельствах японская палубная авиация (да и авиация Японии, как таковая одновременно) одержала свою первую воздушную победу?
Мне кажется, что даже многие прожжёные фанаты наверняка этого не знают, а посему, надеюсь, мой рассказ будет им интересен.
Многа букаф, картинок и фото